![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
"...В связи с общим курсом на сужение сферы денежного обращения встал вопрос о замене прежнего денежного учета новым единым методом оценки и учета хозяйственной деятельности. Как исчислять эффект производственной работы? Каким образом можно установить, какие продукты выгоднее производить, если нет общей единицы учета производительности труда? И не означает ли установление той или иной единицы учета снова возврат к деньгам, по крайней мере как мерилу стоимости? Эти вопросы организации хозяйственного учета в социалистическом обществе в этот период приобрели огромное практическое значение и неудивительно, что происходило оживленное их обсуждение в научных и деловых кругах.
Нашими экономистами был предложен целый ряд проектов хозяйственного учета и оценки при социализме. Одни предлагали ввести непосредственный хозяйственный учет затрат по каждому виду продуктов в отдельности, другие выдвигали единый принцип оценки затрат для всех видов продуктов. С другой стороны, в числе этих последних проектов одни выдвигали принцип связанного (пайкового) распределения продуктами, другие свободного распределения. В последнем случае каждому трудящемуся выдавался бы трудовой бон, на который он мог бы получать любые продукты равной «трудовой ценности». Значительная часть проектов сводилась к установлению единой «трудовой единицы» учета и распределения, которую назвали «тредом». Основной единицей «трудовой» ценности по предложению Ереев считается «час простого неквалифицированного общественно-необходимого труда».
Также в своем проекте писала: «За единицу трудового учета принимается средняя продукция одного нормального дня простого труда при нормальней его напряженности для данного рода работы. Означенной трудовой единице учета присваивается наименование «тред». На Совет труда и обороны излагается выработка и установление: 1) правил приведения сложного труда к простому; 2) выраженного в тредах . го прейскуранта всех хозяйственных благ и услуг, подлежащих учету, и 3) порядка периодического, по мере-надобности, пересмотра этих правил и прейскурантов». Но то, что «возлагалось» на Совет труда и оборины, и было самым важным и трудным. Конечно можно более: или менее точно учесть, сколько конкретного труда затрачивается на тот или иной, продукт (если и затраты сырья также выражены в трудовых единицах), но как установить, сколько затрачено общественно-необходимого и простого труда, как сложный труд свести к простому? Для центральных органов хозяйственного управления это было бы весьма трудным, но не, неосуществимым делом. При наличии планового учета общественного потребления, с одной стороны, и данных технических условий,, с другой стороны, можно было бы установить, какой труд в каждой отрасли является общественно-необходимым. Также вполне возможно и сведение сложного труда к простому, если будет точно установлена необходимая затрата труда на получение той или иной квалификации. Впрочем этот момент в коммунистическом обществе не будет играть роли, ибо, предполагая высокие развитие техники, в этом обществе будет проведен принцип: «с каждого по способностям, каждому по потребностям». Но при отсутствии этой возможности, т. е. когда условия технического развития еще не дают возможности полного удовлетворения всех общественных потребностей, к нечто необходимо будет распределение продукции с учетом затраченного каждым производителем труда> и следовательно здесь необходимо будет сведение сложного труда, к простому.
"Ух, чувствую, наш "судья Дред" так за-дредит всю страну, что мало не покажется. А час "простого труда" на который нас будут пересчитывать - это как раз "час таджика" - а вы как думали, зачем набирается статистика уже пять лет?
---
"...§ 3. Денежно-рыночный товарооборот чем дальше, тем больше вытеснялся, с одной стороны, государственным, бесплатным снабжением продуктами в натуре, а с другой стороны, нелегальным частнохозяйственным товарообменом.Чем дальше, тем больше для рабочих и служащих главным источником снабжения становился паек (установленная государством твердая норма планового снабжения), а не покупка товаров на рынке за совзнаки. Так по данным Л. Ерицмана в среднерусском бюджете рабочего госснабжение в натуре составляло: в 1918 г.—41%» в 1919 г.— 63%, в 1920 г.—75%- Также в общем реальном государственном бюджете денежные доходы-расходы к 1920 г. играли незначительную роль..."
"§ 4. В этот период были сделаны практические шаги на пути замены денежного оборота безденежными бухгалтерскими расчетами. Декрет СНК от 23 января 1919 г. устанавливал определенный порядок расчетов между национализированными и муниципализированными и находящимися под государственным контролем предприятиями и учреждениями. Расчеты должны были производиться, как говорилось в декрете, «бухгалтерским способом без участия денежных знаков». Декретом СНК от 6 января 1920 г. эти постановления были распространены на кооперацию. Наконец декретом СНК от 25 июля 1920 г. о реквизициях и конфискациях, было предписано частным лицам вносить на текущие счета в государственные кассы всю денежную наличность, превышающую двадцатикратную минимальную тарифную ставку данной местности на одно лицо. Таким образом советская власть принимала в то время меры (которые не исчерпывались приведенными декретами) к сужению сферы денежного обращения."