Dec. 1st, 2013

masterdl: (Default)
Если обратиться к истории 17 века, то их роль сводилась к регистрации актов рождения смерти ...и вписывания (?) этих изменений в "бархатные книги", хранившие сведения о "разрядных" людях - претендующих на власть. Сколько лиц царских кровей ушли на тот свет не только с божьей помощью, так почти все! Заявили об этом действующие попы-чиновники? Нет! Сколько нужно было лиц, чтобы провернуть царезамену? Три уполномоченных ВЧК церковных иерарха, которые избирали (как правило тайно) главного. Вот у того возникало право сделать из любого "двуногого" помазанника божьего. По сути это был период папацезаризма, только с оджной маленькой деталью - сами избирающие были зависимые от тех, кто их просил утвердить нового царя.
Другая тема. Когда староверы умудрились в 18 веке сохранить свои приходы, используя новый приём - без попов. С точки зрения "православной" церкви это был настоящий вызов их (части) власти. Теперь уже было невозможно "вызвать на ковер" в обком партии предать анафеме или объявить иностранным шпионом, правозащитником еретиком конкретное лицо в определенном церковном сане. По сути староверы "ушли в партизаны" и начали "подрывную" деятельность без правил принятых в церковном мире.
Итак, в конце 17 - начале 18 века на Руси полыхала гражданская война. В ходе этой войны было истреблено примерно 1/3 населения, большая часть лиц княжеских и боярских родов, духовенства. "Прорубание окна в Европу" ("питерские патриоты" считают, что изнутри, все остальные что снаружи) имело катастрофические последствия для русского Севера, который вплоть до конца 19 века влачил жалкое существования. Сейчас вместо того, чтобы строить новые предприятия (создавать новые рабочие места), обеспечить исполнение принятых на себя социальных обязательств, эта власть, унаследовавшая все черты времени крестовых походов конца 17 века, выделяет сумасшедшие средства на культуру - читай бесконечное прославление роли латинистов, пришедших с крестовым походом на Русь.
Так зачем же на днях этим самим сатанистам латинистам, вдруг, понадобилось смешать светскую власть и церковную? Зачем корёжить преамбулу Конституции? Я понимаю значимость вопроса полного разрыва отношений с Украиной - но не ради же них только? Тогда остаётся одно: "король умер, да здравствует король". Срочно понадобился механизм передачи власти не связанный с со светскими процедурами - выборами! Кому, зачем, почему сейчас?
masterdl: (Default)
Местные краеведы не лыком шиты...Обратите внимание на чехарду с названиями торговых судов/фрегатов "святой павел" и "святой петр"
"...
Появление названия "Святой Николай" у кораблей и судов, построенных на Русском севере Версия для печати Отправить на e-mail

В. В. Брызгалов

Корабли  военно-морского флота

Голландский галиот


         В 1693 году на Мосеевом острове, расположенном напротив Архангельского города, голландские корабельные мастера Питер Бас и Гербрант Янсен, к приезду царя Петра Алексеевича, построили первое судно западноевропейского типа - 12-пушечная яхта. Её назвали  в честь государя - "Святой Петр" [1].
         В сентябре 1693 года на корабельной верфи, основанной на Соломбальском острове, царь Петр заложил морской военный корабль [2]. 20 мая 1694 года первый морской военный корабль Московского государства, построенный голландскими кораблестроителями Никласом Вилимом и Яном Рансом, был спущен на воду. 21 июля 1694 года произошло наречение этого корабля, 24-пушечного фрегата,  именем - "Апостол Павел" ("Святой Павел") [3].

В 1700-1702 годах на Соломбальской верфи построили шесть транспортных судов типа “флейт”, которые получили названия: "Святой апостол Андрей", "Святой Пётр", "Святой Павел", "Рычард Энжен", "Экс-бой", "Меркуриус" [4].
         В 1702 году со стапелей Соломбальской верфи сошли на воду два малых фрегата "Святой Дух" и "Меркурий", которые по "Осударевой дороге" были перетащены на Онежское озеро, а затем - на Ладожское озеро [5]. После спуска этих двух кораблей, на Соломбальской верфи заложили ещё один малый фрегат, который получил название "Святой Илья" [6]. В последующие годы велась достройка фрегата "Святой Илья", а новых кораблей не закладывалось.
         На Соломбальской верфи в феврале 1708 году заложили два  32-пушечных фрегата: "Святой Пётр" и "Святой Павел" [7]. Фрегаты "Святой Пётр" и "Святой Илья" были отправлены на Балтику в 1710 году [8]. В последующие годы на Соломбальской верфи строились линейные корабли и фрегаты, но ни один из них не получил названия "Святой Николай" [9].
         Впервые, только в 1748 году,  название "Святой Николай" получил
Голландский гукор54-пушечный фрегат, построенный корабельным мастером Ямесом на Соломбальской верфи в 1747-1748 годах [10].
         Таким образом, в Петровскую эпоху на Соломбальской верфи не было построено ни одного военного корабля, который именовался бы "Святой Николай".

Купеческие парусники


          Одним из первых начал строить суда для транспортировки своих товаров за границу купец Иван Степанович Стрежнев. В 1707 году у него было судно, которое называлось "Святой Алексей" [11]. В 1710 году он отправил из Архангельска в Амстердам корабль "Алексей человек Божий" [12].
         После получения привилегий от Петра I, приступили к постройке морских судов на Вавчужской верфи братья Баженины. Они давали названия своим транспортным судам: "Святой пророк", "Креститель Иоанн", "Святой апостол Андрей Первозванный", "Апостол Пётр", "Святой Иоанн Златоуст", "Параскева", "Екатерина" [13]. Однако, среди судов братьев Бажениных не удалось найти парусников, названных в честь святого Николая.

Поморские суда


         Поморские мореходные суда - лодьй, кочи, кочмары, соймы, -  в конце XVII - начале XVIII веков не имеют названий [14].
         Царским указом от 28 декабря 1714 года архангелогородскому вице-губернатору, Петру Ефимовичу Лодыженскому, предписывалось: "...объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов своих на лодьях и на кочах,  дабы они,  вместо оных судов,  делали морские  суда: галиоты, гукоры, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) дается им сроку на старых ходить только два года, а по нужде три года. А по прошествии того сроку, чтоб конечно старые все перевесть, и для того ныне вновь кочей и лодей делать не вели под штрафом, оное взять судно, а сверх вдвое денег, во что оное стало" [15].
         Это первый государственный юридический документ, который регламентирует поморское судостроение в Подвиньи и Поморьи.
         Поморы не успели в срок построить новоманерные суда, поэтому в 1715 году действие указа продли до 1717 года [16]. Новоманерные парусные поморские парусники, которые строились по царским указам 1714 года и 1715 года также не имели названий [17].
         Именным царским указом от 2 июля 1718 года требовалось, чтобы "...с сентября месяца нынешняго 718 года,  на карбусах и на лодьях отнюдь никто не ходил и вновь не делали под разорением всего имения; а делать эверсы. И для того те карбусы и лодьи во всех местех отписать на государя, понеже и наперед сего о том, дабы таких судов не делать, многими указами потверждено.  И о том в Санкт-Петербургскую губернию указ послать" [18]. Этим законом государство запрещает строительство староманерных типов судов - карбасов и лодей во всей России.
Голландская грузовая яхта         Царский указ от 2 июля 1718 года вызвал среди северного крестьянства, морских промышленников и кораблестроителей возражения, которые они высказали в своей челобитной на имя Петра I. К сожалению, данный документ пока не обнаружен в российских архивах, но основную претензию челобитчиков возможно установить на основании текста царского указа от 11 марта 1719 года [19]. Они писали, что такой тип западноевропейского судна как "эверс" предназначен для мореходства только по рекам, а к плаванию по морю эверс не приспособлен. Поморские крестьяне, морские промышленники и северные корабелы сразу же определили, что эверсы не приспособлены для плавания по полярным морям,  так как они на практике  видели возможности галиотов, гукоров, катов и флейтов, которые спускались на воду на верфях братьев Бажениных и И. Стрежнева с начала XVIII столетия.
         Признав возражения северных крестьян, морских промышленников и кораблестроителей обоснованными, Петр I издал специальный указ от 11 марта 1719 года, который касается только северного поморского судостроения и мореплавания. Этот законодательный документ очень интересный и, несмотря на то, что он опубликован, приведём его полностью: "Господин вице губернатор! Били челом нам Соловецкого монастыря крестьяне, сумляне и других мест, Степан Круглой с товарищи, что, по присланному де из Архангелогородской губернии указу, на соймах, на лодьях и на карбасах им и ни каким промышленникам на море ходить не велено, а велено де строить эверсы. И, понеже, такия суды, эверсы, велено делать для ходу только по рекам, а не по морю. И по получении сего объявите указ всем поморским жителям, дабы они, впредь для морскаго ходу делали гальоты, гукоры, краеры, и эверсы делали только для ходу малым морем, от Соловков до города Архангельскаго, и по реке Двине. И для того старыя их суда, лодьи, карбасы, соймы, качи и прочия, велите переорлить и дайте им на тех, заорленых, доходить, а вновь отнюдь не делали б. А буде кто станет делать после сего указу новыя, тех с наказанием ссылать на каторгу, а суда изрубить. А буде вашим неусмотрением сие будет, то вы такому ж наказанию будете подлежать" [20].
         Этот, вышеприведенный, указ подвел черту под кораблестроением старых типов северных поморских судов.
         Указом 1719 года царь Петр Великий разрешил строить эверсы для плавания по морю, только от Соловков до Архангельска, и по реке Северной  Двине. Этим указом государь исправил ошибку, допущенную в указе 1718 года. По этому же закону рекомендован для строительства еще один тип новоманерного  парусника - краер, который представлял собой одномачтовое парусное судно для прибрежного и речного плавания [21].
         Таким образом царскими указами 1714, 1715, 1718 и 1719 годов для плавания по северным полярным морям были определены  следующие  типы новоманерных (западноевропейских) судов: галиот, гукор, кат, флейт, эверс и краер [22]. Они представляли собой голландские типы судов (рис. 1, 2, 3, 4).
         В 1724 году архангелогородец Василий Иванович Крестинин спустил на воду гукор, который назвал "Святый Николай" [23]. Это было первое поморское судно названное в честь святого Николая Мирликийского.
         В 1724 году архангелогородец Иван Андреев сын Звягин спустил на воду галиот, который получил наименование "Святой Николай" [24]. В 1726 году он же, Иван Андреев сын Звягин, купил яхту, которую назвал "Святой Николай" [25].
         В 1724 году одно из поморских мореходных судов было названо в честь соловецкого чудотворца Савватия - шкуна "Преподобный Савватий" [26]. В 1725 году сразу два парусника получили название в честь соловецкого святого Зосимы - шкут "Святой Зосима" и шкут "Авва Зосима Чудотворец" [27]. Данный факт свидетельствует о большой почитаемости на Русском Севере святых преподобных Зосимы и Савватия, основателей Соловецкого монастыря. В их  честь  назвали 3 судна.
         Следует отметить одну особенность наименования поморских мореходных судов - владельцы давали названия своим парусникам не только в честь святых, но парусники назывались в честь птиц (галиот "Сокол") [28], а в последующие годы - в честь животных (гукор "Морж") [29].
Голландский кат         В заключении можно сделать следующие выводы. Во-первых, ни один корабль русского военно-морского флота, построенный на Соломбальской верфи в петровскую эпоху, не имел названия "Святой Николай". Традиция нарекать военные корабли, построенные на Соломбальской верфи, именем святого Николая Мирликийского возникла в середине XVIII столетия.
         Купеческие парусники, принадлежавшие российскому купцу Ивану Степановичу Стрежневу, ни один из них не назывался "Святой Николай". Торговые суда, построенные на верфи братьев Бажениных, в Вавчуге, также не имели наименования "Святой Николай", в петровскую эпоху.
         Купеческие суда, названные в честьсвятого Николая Мирликийского -  "Святой Николай",активно стали спускаться на воду с северных верфей только в послепетровскую эпоху.
         В последние два года жизни и деятельности Петра Великого поморские мореходные парусники, построенные на северных плотбищах (верфях) по западноевропейским образцам, получили наименование "Святой Николай". Это говорит о том, что культ святого Николая Мирликийского не выделялся среди общего пантеона христианских святых на Русском Севере.
         Следует отметить, что на Русском Севере, наряду с культом святого Николая Мирликийского, активно развивается культ соловецких святых -Зосимы и Савватия. Однако в последующие годы суда названные в честь святого Николая Мирликийского стали преобладать.
         Тенденции карбонимики, зародившиеся в петровскую эпоху, нашли свое продолжение в последующие столетия.

                                                                                                              Таблица 1

Строительство западноевропейских типов судов на Русском Севере в 1719-1725 гг.

Тип судна \  кол-во

1719

1720

1721

1722

1723

1724

1725

всего

гукор

  2

  1

  -

  4

  2

  1

  1

11

яхта

  -

  -

  -

  -

  2

  1

  -

  3

буер

  -

  -

  -

  -

  -

  1

  -

  1

шкута

  -

  -

  -

  -

  -

  1

  2

  3

галиот

  -

  -

  -

  -

  -

  1

  1

  2

всего

2

  1

  -

  4

  4

  5

  4

20

Таблица 2

Названия поморских судов в Петровскую эпоху

год\ название судна

1724

1725

Святой Николай, Святой Николай Чудотворец

2

Святой Преподобный Антоний Сийский чудотворец

1

Святая Мария

1

Святой Зосима

1

Авва Зосима Чудотворец

1

Святая Троица

1

Преподобный Савватий

1

Сокол

1

Итого

5

4

Таблицы составлены на основании материалов ГААО. Ф. 1. Оп. 1.
Д. 521, 529 н, 529 т, 545 а.

Примечания:
         1. Брызгалов В. В., Попов Г. П. “Государева” яхта // Соломбальская верфь. 1693-1862. Архангельск, 1993. С. 7-14.
         2. Брызгалов В. В. Первенец Соломбальской верфи // Соломбальская верфь. 1693-1862. Архангельск, 1993. С. 15-22 .
         3. Там же. С. 16-17.
         4. Брызгалов В. В. Флейты из Соломбалы // Соломбальская верфь. 1693-1862. Архангельск, 1993. С. 23-31.
         5. Кротов П. А. Осударева дорога 1702 г. // Русский Север и Западная Европа. СПб.: Блиц, 1999. С. 178-220; Ларионов А. Л. Малые фрегаты "Св. Дух" и "Курьер" (к истории Осударевой дороги 1702 г.) // Русский Север и Западная Европа. СПб.: Блиц, 1999. С. 221-228; Брызгалов В. В. Какие корабли перетащили по "Осударевой дороге" в 1702 году // Защитники Отечества. Материалы XIII региональных общественно-научных чтений по военно-исторической тематике. Архангельск. 2003. С. 10-14.
         6. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб., 1893. Т. 2. С. 65.
№ 434.
         7. Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб., 1872. С. 76-77.
         8. Там же. С. 76-77.
         9.Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб., 1872. С. 10-11, 14-15.
         10. Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб., 1872. С. 24-25; Быховский И. А. Архангелогородские корабелы. Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд., 1988. С. 150.
         11. Огородников С. Ф. Очерк истори города Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890. С. 139.
         12. Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 545а. Л. 74-74 об.
         13. Огородников С. Ф. Очерк истори города Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890. С. 7, 140; История открытия и освоения Северного морского пути. В 4 т. М.: Морской транспорт, 1956. Т. 1. С. 68.
         14. ГААО. Ф. 1 Оп. 1. Д. 521, 529н, 545а.; Брызгалов В. В. Назвавния поморских судов: зарождение и развитие // Русский Север в документах архива. Материалы научной конференции, посвящённой 75-летию Государственного архива Архангельской облости, ноябрь 1997 г. Архангельск, 1998. С. 36-41.
         15. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). СПб., 1830.
Т. V. №. 2873.
         16. ПСЗ. СПб., 1830. Т. V. №. 2973.
         17. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 171. Л. 11; Д. 529н. Л. 13-14 об., 53-55 об., 105-108 об., 211; Д. 545а. Л. 47-51 об; Брызгалов В. В. Названия поморских судов: зарождение и развитие // Русский Север в документах архива. Материалы научной конференции, посвящённой 75-летию Государственного архива Архангельской области. Архангельск, ноябрь 1997 г. Архангельск, 1998. С. 38.
         18. ПСЗ. СПб., 1830. Т. V. №. 3215.
         19. ПСЗ. СПб., 1830. Т. V. №. 3323.
         20. ПСЗ. СПб., 1830. Т. V. №. 3323.
         21. Grone G.C.E. Nederlandsche jachten, binnenschepen visschersvaartuigen en daarmee  verwante kleine zeeschepen 1650-1900. Schiepers-Schiedam, 1978. S. 179.
         22. ПСЗ. СПб., 1830. Т. V. №№. 2873, 2973, 3215, 3323.
         23. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 529н.
         24. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 545а.
         25. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 529н. Л. 103-104 об.
         26. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 545а.
         27. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 545а; 529н.
         28. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 545а.
         29. ГААО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 521.
      

Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005

для ПОБЕДА.RU"

Profile

masterdl: (Default)
masterdl

December 2014

S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 151617181920
21222324252627
28293031   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 8th, 2025 11:06 pm
Powered by Dreamwidth Studios