![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
- Какие задачи приходится решать в первую очередь?
- Сразу взяли под контроль наполнение бюджета. Предыдущая власть оставила казначейство с нулевым счетом. И это проблема, поскольку сейчас деньги нужны не только на жизнедеятельность страны, но и на допнужды, связанные с военными действиями. А компенсаторов нет. То есть те деньги, которые приходят как международная помощь, формируют резерв НБУ, Минфина и казначейства. Но львиную долю дает наша служба: ежемесячно налоговая пополняет госказну на 20 млрд грн, Таможня - еще на 10 млрд. Итого: каждый месяц мы должны обеспечить 30 млрд грн поступлений в госбюджет. Это на уровне первого транша МВФ в $3,2 млрд. Получается, сегодня наше ведомство фактически обеспечивает финстабильность Украины. Несмотря на кризис в стране, наша команда выполнила бюджет в марте, апреле. Тяжело пришлось в мае — оборот в бизнесе сократился на 30%. Мы это видим. Но нет волшебного кармана, куда можно залезть, поэтому продолжаем работать.
- Вывод экономики из тени - один из наиболее эффективных способов наполнения госказны налогами. Есть ли достижения в этом направлении?
- Да, мы боремся с тенью. Есть много схем уклонения от уплаты налогов. Их можно называть по-разному — воровство НДС, налоговые ямы, конвертационные центры, — но все это криминал. К сожалению, предыдущая власть организовала мощную систему по нелегальному возмещению НДС. Популярными были и схемы по минимизации налога на прибыль.
- Как это работало?
- Была создана госпрограмма, в рамках которой бизнес мог работать с некими организациями, искусственно создававшими условия, когда вместо 19% налога на прибыль бизнес платил лишь треть. То есть предприниматели завышали затраты и занижали налоги. А воровство НДС осуществлялось, в частности, так: сначала создавался конвертцентр - сеть липовых организаций, потом по цепочке передавался товар, который изначально был приобретен без уплаты НДС, а конечному клиенту реализовывался за те же деньги, но с предоставлением налоговой накладной. В итоге конечный клиент имел право на налоговый кредит (льгота, состоящая в отсрочке взимания налога, в данном случае НДС. - Авт.). Получается, что конечный клиент в итоге оставался в финплюсе: при определенных взаимозачетах еще и государство возмещало предпринимателю НДС.
Эти схемы бизнес воспринимал на ура, поскольку деньги шли в карман. Сейчас эту систему трудно сломать, ведь предпринимателям, работавшим по этим правилам около трех лет, сложно отказаться от легких денег. Но эти схемы надо ликвидировать, ведь потери от «черных дыр» внушительные - только в 2013-м казна недополучила 50-70 млрд грн.
Вернуть весь бизнес в легальное русло будет непросто: эти схемы находят поддержку в нашей структуре, у правоохранителей, в банках. Поэтому сегодня идет диалог с НБУ, министерствами. А еще проверяем наш коллектив, ищем доказательства, и если находим фактаж - все эти документы передаем в ГПУ. Кроме того, закрываем лазейки для теневых схем: меняем критерии, систему, алгоритмы расчетов. В частности, создаем определенные доступы к базам данных и смотрим, кто имеет к ним доступ, каким образом. Идет сложная игра на уровне районов, областей. А еще готовим законодательный удар - через изменение администрирования этого налога.
Тем не менее, мы сделали главное - прекратили системность, прикрыли госпрограммы. Что интересно, цены в таких схемах, где работали госмонополии и госсектор, упали: если раньше услуги по воровству НДС, по оптимизации налога на прибыль, по обналичиванию средств составляли 8-14% для частников, а для госсектора 20%, поскольку деньги казенные, то теперь расценки снизились до 5-8%. Конечно, отказаться от миллиардов гривен в месяц очень сложно, поэтому многие из тех, кто задействован в схеме, работают на свой страх и риск. Но и этих «партизан» мы отслеживаем и наказываем. Борьба со схемами уже помогла вытянуть из тени почти 1 млрд грн в месяц.
- А как решить проблему зарплат в конвертах - это же еще один механизм уклонения от уплаты налогов?
- По зарплатам в конвертах ситуация иная. Здесь, чтобы сделать заработки белыми, нужно решать вопрос с единым социальным взносом (ЕСВ). Его сумма немаленькая (минимум 422,65 грн.), начисляется на зарплату сотрудника, и в основном от его уплаты страдают работодатели, представляющие малый и средний бизнес. А серьезные компании с большими зарплатами для сотрудников, как правило, особо не заморачиваются на сей счет. Но поскольку по итогам 2013-го в Украине средняя зарплата составила 3200 грн, естественно, большинство населения страны попадает в категорию начисления зарплат в конвертах. По нашим оценкам, в 2013-м примерно 5 млн трудоспособных людей получали зарплату ниже минималки, то есть в конвертах. Масштаб проблемы оценивается в 200 млрд грн. Сумасшедшие деньги.
Чтобы снизить уровень ЕСВ, как нас просят - до 15-18% (сейчас физлица-предприниматели платят за себя в ПФ 34,7%. - Авт.), нужно найти компенсатор на 50 млрд грн. Мы изучаем возможности для решения проблемы. Правда, не факт, что если будет снижен ЕСВ, зарплаты станут белыми.
no subject
Date: 2014-06-17 05:32 pm (UTC)no subject
Date: 2014-06-17 08:15 pm (UTC)no subject
Date: 2014-06-17 08:42 pm (UTC)власть принадлжеит бюрократии
Date: 2014-06-18 03:59 am (UTC)